Отчет о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта
Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
Вернуться к обычному виду
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
AAA
Администрация городского округа Новокуйбышевск
официальный сайт

Отчет о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта

от

Отчет о проведении оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта


1. Общая информация

1.1. Орган-разработчик: министерство экономического развития,

инвестиций и торговли Самарской области (далее - разработчик, МЭРИТ СО).

1.2. Вид, наименование проекта нормативного правового акта:

проект закона Самарской области «О налоговой ставке в размере О

процентов для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения» (далее - проект нормативного акта, проект).

1.3. Предполагаемая дата вступления в силу проекта нормативного акта в случае его принятия:

по истечении одного месяца со дня официального опубликования.

1.4. Степень регулирующего воздействия проекта нормативного акта средняя, поскольку проект нормативного акта содержит положения, изменяющие содержание обязанности по уплате налога на доход от предпринимательской деятельности (подпункт «б» пункта 2.3 Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, и экспертизы нормативных правовых актов Самарской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 04.06.2014 № 352 (далее - Порядок)).

1.5. Описание цели предлагаемого правового регулирования и краткое описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ правового регулирования, оценка негативных эффектов, возникающих в связи с наличием рассматриваемой проблемы.

Проект нормативного акта направлен на достижение следующей цели: установление налоговой льготы (ч. 2 ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации) для индивидуальных предпринимателей (далее -ИП), впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах в случае применения ими упрощённой и (или) патентной системы налогообложения (с установлением ограничения на применение данной льготы в зависимости от средней численности работников или предельного размера доходов) путём реализации законодательным органом государственной власти Самарской области права на осуществление налогового регулирования на региональном уровне, предоставленного ему частью 4 статьи 346.20, частью 3 статьи 346.50 НК РФ, при соблюдении интересов бюджета и принципов экономической обоснованности налогообложения и фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

Данная цель направлена на решение следующей проблемы: необходимость стимулирования, развития и поддержки предпринимательской активности граждан, ранее не имевших опыта предпринимательской деятельности, в целях улучшения качества социально-экономической ситуации в государстве, снижение налогового бремени и связанных с этим непроизводственных затрат для нуждающихся в этом начинающих субъектов предпринимательской деятельности в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года.

1.6. Срок, в течение которого принимались предложения заинтересованных лиц при проведении публичных консультаций: начало: 13 марта 2015 г.; окончание: 03 апреля 2015 г.

1.7. Количество замечаний и предложений, полученных от заинтересованных лиц при проведении публичных консультаций:

не поступало (в пределах срока, указанного в пункте 1.6 настоящего отчёта);

при этом на стадии разработки проекта:

получены и рассмотрены предложения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области (исх. от 20.01.2015 № 13 -копия прилагается), Торгово-промышленной палаты Самарской области (исх. от 27.02.2015 № 120 - копия прилагается) - не учтены как не соответствующие цели предлагаемого правового регулирования, поскольку численность работников до 15 человек и доход до 60 млн. руб. в год впервые зарегистрированные ИП в течение первых двух лет работы практически не имеют, а имеющие - не нуждаются в данной льготе или вправе применить иные системы налогообложения, налоговые режимы; согласно данным Росстата за 2013 год средняя численность работников ИП в Самарской области составляет 1,87 человек, средний доход - 3,86 млн.руб. в год, что значительно ниже значений, предлагаемых проектом; целью предлагаемого регулирования не является предоставление налоговой льготы всем хозяйствующим субъектам, как в сущности предлагают Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Самарской области и Торгово-промышленная палата Самарской области;

получена информация от органов местного самоуправления, ответственных за социально-экономическое развитие соответствующей территории (всех муниципальных образований); несогласие 9 муниципальных образований (из 37, то есть менее 25 %) выражается лишь в предложении своих перечней видов деятельности в производственной, социальной и (или) научной сферах (в большинстве повторяющих предложенные в проекте), следовательно, против концепции разработчика они не возражают, а остальные муниципальные образования - поддерживают проект (результат рассмотрения в разрезе муниципальных образований прилагается);

на этапе согласования проекта поступили предложения министерства управления финансами Самарской области (исх. от 27.05.2015 № МФ-13-03/1447 - копия прилагается), которые в большей части учтены;

рекомендации общественной комиссии по совершенствованию законодательства о налогах и сборах при комитете по бюджету, финансам и налогам, экономической и инвестиционной политики Самарской Губернской Думы (исх. от 22.06.2015 № 5.2-01/4303 - копия прилагается) резюмирующие все вышеуказанные предложения, полученные на стадии разработки и согласования проекта, и результаты их рассмотрения подробно описаны в разделе 10 настоящего отчёта.

2. Описание проблемы, на решение которой направлено принятие проекта нормативного акта, и способа ее разрешения:

проблема описана в пункте 1.5 настоящего отчёта и разрешается путём принятия проекта.

2.1. Основные группы субъектов предпринимательской и

инвестиционной деятельности, иные субъекты, включая органы государственной власти и органы местного самоуправления, интересы которых будут затронуты предлагаемым проектом нормативного акта:

ИП, впервые зарегистрированные и осуществляющие виды деятельности, перечисленные в проекте;

государственные (муниципальные) и общественные интересы

затрагиваются лишь постольку, поскольку повышается самозанятость и уровень жизни немалой части граждан (с учётом членов их семей) при относительно незначительном уменьшении доходной части бюджета.

2.2. Характеристика негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы, их количественная оценка:

существующее бремя (объём) налогообложения не позволяет впервые зарегистрированным не имеющим предпринимательского опыта ИП вести рентабельный бизнес, отсутствие позитивных перспектив подавляет предпринимательскую активность.

2.3. Новые функции, полномочия, обязанности и права органов публичной власти или сведения об их изменении проектом нормативного акта, а также порядок их реализации (осуществления):

право органов публичной власти на получение налоговых отчислений от деятельности указанных в проекте лиц на основании части 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть второй Налогового кодекса Российской Федерации» прекращается до 1 января 2021 года.

2.4. Новые запреты, обязанности или ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности либо изменение содержания существующих запретов, обязанностей и ограничений, а также порядок организации исполнения вводимых положений:

существующая обязанность ИП по уплате налогов изменяется;

исполнение вводимых положений производится ИП самостоятельно.

2.5. Причины невозможности решения проблемы участниками без вмешательства государства: законодательство о налогах и сборах находится в исключительном ведении органов государственной власти и местного самоуправления.

 3. Определение целей предлагаемого правового регулирования и индикаторов для оценки их достижения:

3.1. Цели предлагаемого правового регулирования

3.2. Сроки достижения целей предлагаемого правового регулирования

3.3. Периодичность мониторинга достижения целей предлагаемого правового регулирования

предоставление на основании части 4 статьи 346.20, части 3 статьи 346.50 НК РФ налоговой льготы ИП, впервые зарегистрированным и осуществляющим предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах в случае применения ими упрощённой и (или) патентной системы налогообложения, при соблюдении интересов казны и принципов экономической обоснованности налогообложения и фактической способности налогоплательщика к уплате налога

с принятием проекта нормативного акта

осуществляется ежегодный мониторинг департаментом развития предпринимательства МЭРИТ СО в рамках основной деятельности, в том числе с использованием информации от представителей предпринимательского сообщества


3.4. Действующие нормативные правовые акты, поручения, другие решения, из которых вытекает необходимость разработки предлагаемого правового регулирования в данной сфере, которые определяют необходимость постановки указанных целей:

инициативный порядок разработки в целях реализации права субъекта Российской Федерации, предоставленного ему нормами Федерального закона от 29.12.2014 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть второй Налогового кодекса Российской Федерации», и во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 год.
 

 

3.5. Цели предлагаемого правового регулирования

3.6. Индикаторы достижения целей предлагаемого правового регулирования

3.7. Единица измерения индикаторов

3.8. Целевые значения индикаторов по годам

предоставление на основании части 4 статьи 346.20, части 3 статьи

любой из показателей роста предпринимательской активности или

в зависимости от

выбранного

показателя

любое увеличение по сравнению с предыдущим периодом

346.50 НК РФ налоговой льготы ИП, впервые зарегистрированным и осуществляющим предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах в случае применения ими упрощённой и (или) патентной системы налогообложения при соблюдении интересов казны и принципов экономической обоснованности налогообложения и фактической способности налогоплательщика к уплате налога

экономики Самарской области в целом

вплоть до 2021 года (конкретные количественные значения не устанавливаются)

3.9. Методы расчета индикаторов достижения целей предлагаемого правового регулирования, источники информации для расчетов: метод сравнительного анализа данных по налоговым периодам уполномоченными органами исполнительной власти.

3.10. Оценка затрат на проведение мониторинга достижения целей предлагаемого правового регулирования: трудовые затраты в рамках основной деятельности (должностных обязанностей служащих).

4. Качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (их групп): 

4.1. Группы потенциальных адресатов предлагаемого правового

регулирования (краткое описание их качественных характеристик)

4.2. Количество участников группы

4.3. Источники данных

Группа 1:

ИП, впервые зарегист-

в 2014 году в

налоговая статистика

рированные и осущест-

Самарской области:

на сайте ФНС России

вляющие виды деятельности, перечислен-

ИП, применяющих

 

ные в проекте;

упрощённую систему

 

Группа 2:

Самарская область (ввиду незначительного уменьшения доходной части бюджета)

налогообложения, - 15 869 чел.;

ИП, применяющих патентную систему налогообложения, - 1 252 чел.;

 


5. Оценка дополнительных расходов (доходов) бюджета Самарской области (местных бюджетов), связанных с введением предлагаемого правового регулирования:

прямых расходов и доходов бюджетов не имеется; имеются выпадающие доходы областного и местных бюджетов в относительно незначительном объёме, при наличии, с другой стороны, выгод, не поддающихся количественной оценке, описанных в пункте 6.5 настоящего отчёта.

Источники данных:

итоги исполнения МЭРИТ СО государственных полномочий в прошлые периоды, а также информация налоговых органов и министерства управления финансами Самарской области.

6. Изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы):


6.1. Группы потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования (в соответствии с пунктом 4.1 настоящего отчета)

6.2. Новые обязанности и ограничения, изменения существующих обязанностей и ограничений, вводимые предлагаемым правовым регулированием (с указанием соответствующих положений проекта нормативного акта)

6.3. Описание расходов и возможных доходов, связанных с введением предлагаемого правового регулирования

6.4.

Количественная оценка, руб

Группа 1:

ИП, впервые за­регистрированные и осуществля­ющие виды дея­тельности, пере­численные в про­екте;

уменьшение суммы налога, уплачивае­мого ИП, впервые зарегистрированными, осуществляющими предпринимательскую деятельность в произ­водственной, социаль­ной и (или) научной сферах и применяю­щими упрощённую и (или) патентную сис­тему налогообложе­ния

доходы в ре­зультате пре­доставления налоговой льготы, пре­дусмотренной проектом

существенна для ИП

Группа 2: Самарская область (ввиду незначительного уменьшения до­ходной части бюджета)

в результате предос­тавления налоговой льготы возникает но­вое ограничение для государства в части налоговых поступле­ний

выпадающие

доходы

бюджета

относительно

невелика


6.5. Издержки и выгоды адресатов предлагаемого правового регулирования, не поддающиеся количественной оценке:

издержек, за исключением выпадающих доходов бюджета, не имеется;

имеются выгоды в результате роста предпринимательской активности, повышения самозанятости, уровня жизни значительной части граждан, что влечёт улучшение условий социально-экономического развития Самарской области.

6.6. Источники данных:

итоги исполнения МЭРИТ СО государственных полномочий в прошлые периоды.

7. Оценка рисков неблагоприятных последствий применения предлагаемого правового регулирования:

7.1. Виды рисков

7.2. Оценка вероятности наступления неблагоприятных последствий

7.3 Методы контроля рисков

7.4. Степень контроля рисков {полный / частичный / отсутствует)

непредвиденно резкое снижение объёма налоговых поступлений

вероятность крайне мала

межведомственное взаимодействие органов публич­ной власти в целях исправления ситу­ации путём введе­ния необходимого нормативно-пра­вового регулиро­вания

полная


7.5. Источники данных:

практика исполнения МЭРИТ СО государственных полномочий в прошлые периоды.

8. Сравнение возможных вариантов решения проблемы

Критерии

оценки

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

8.1.

Содержание

варианта

решения

проблемы

Принятие

проекта

нормативного

акта

Непринятие проекта нормативного акта

Принятие про­екта норматив­ного акта в со­ответствии с предложениями У полномоченного по защите прав предпринимате­лей в Самарской области и Торго­во-промышлен­ной палаты Са­марской области

8.2.

Качественная характеристи­ка и оценка динамики численности потенциаль­ных адресатов

ИП, указанные в проекте и неоднократно упоминаемые в настоящем отчёте, получат необходимые им «налоговые

предпринимательская активность в регионе продолжит своё паде­ние

аналогично варианту 1

предлагаемого правового регулирования в среднесроч­ном периоде (1-3 года)

каникулы», что предполагает неуклонный рост предпринима­тельской активности (увеличение количества впер­вые зарегист­рированных ИП)



8.3. Оценка

дополнительных расходов (доходов) потенциаль­ных адреса­тов регулиро­вания (группы адресатов 1), связанных с введением предлагаемого правового регулирования

начинающие ИП  (не имеющие предпринимательского опыта) освобождаются от уплаты нало­гов

 налоговая нагрузка

для начинающих ИП остаётся на существующем (высоком) уровне

 аналогично варианту 1

8.4. Оценка

возникает

недоимки в бюджет

объём

расходов

относительно

не исключены ввиду

выпадающих

(доходов)

незначительный

закрытия бизнеса;

доходов бюджета

бюджета

выпадающий

 

несоизмеримо

Самарской области (группы адресатов 2), связанных с

доход бюджета;

 

выше, чем при выборе варианта 1

введением

возможно

вероятен рост соци-

 

предлагаемого

снижение

альных расходов го-

 

правового

регулирования

социальных расходов ввиду роста самозаня­тости граждан

сударства

 

Критерии

оценки

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

8.5. Оценка возможности достижения заявленных целей регу­лирования (раздел 3 настоящего отчёта) посредством применения рассматривае­мых

вариантов

предлагаемого

правового

регулирования

цель является

полностью

достижимой

цель недостижима ни в малейшей степени

цель достижима частично (кроме интересов бюд­жета), что не может устраивать заинтересованных лиц при имею­щейся возмож­ности полного достижения цели

8.6. Оценка рисков небла­гоприятных последствий

риск

неблагоприятных последствий маловероятен (при необходи­мости устраним субъектами законодательной инициативы)

наличие неблагопри­ятных последствий для бизнеса, а значит - и для государства, очевидно имеет месс- то, тем более при на­личии нормы закона, позволяющей коррек­тировать имеющуюся социально-экономи­ческую ситуацию

имеет место неоправданный выпадающий доход бюджета с предоставлением налоговой льготы лицам, в ней особенно не нуждающимся (впадение в край­ность)



8.7. Обоснование выбора предпочтительного варианта решения выявленной проблемы:

при сравнении имеющихся вариантов решения проблемы по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, обозначенной в частности Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года, при соблюдении принципов публичности, сбалансированности и эффективности процедур оценки регулирующего воздействия (ОРВ), предусмотренных пунктом 1.4 Порядка, явно предпочтительным является вариант 1 - принятие проекта нормативного акта.

8.8. Детальное описание предлагаемого варианта решения проблемы: решение обозначенных проблем заключается в принятии проекта нормативного акта (детальное описание представлено в соответствующих разделах настоящего отчёта).

9. Оценка необходимости установления переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу нормативного акта либо необходимость распространения предлагаемого правового регулирования на ранее возникшие отношения:

необходимости не имеется;

адресаты правового регулирования срочно нуждаются в установлении предлагаемого правового регулирования;

установление переходного периода до начала 2016 года является неоправданным.

10. Предложения заинтересованных лиц, поступившие в ходе публичных консультаций, проводившихся в ходе проведения ОРВ:

предложений в ходе публичных консультаций не поступило, в том числе, касаемо Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области, Торгово-промышленной палаты Самарской области и муниципальных образований Самарской области, в связи с принципом экономичности процедур ОРВ (пункт 1.4 Порядка), при котором повторно представлять те же самые предложения не имеет смысла.
Предложения заинтересованных лиц, поступившие на стадии разработки и согласования проекта:

 Лица,
представившие
преложения
 Суть предложения Результат рассмотрения
предложения
 Уполномоченный
по защите прав
предпринимателей
 в Самарской области
 ограничение по 
численности работников для ИП,
указанных в проекте,
- до 100 человек при
упрощённой системе
и до 15 человек при патентной системе;
 не принято ввиду
неоправданности предоставления
налоговых льгот таким лицам
(средняя численность работников ИП
гораздо ниже - пункт 1.7 настоящего отчёта),
не в интересах бюджета;
  ограничение по предельному размеру
доходов - до 60 млн. руб. в год;
 не принято ввиду неоправданности
предоставления налоговых льгот таким лицам
 (среднегодовой доход ИП гораздо ниже -пункт 1.7
настоящего отчёта), не в интересах бюджета;
  дополнить перечень видов деятельности,
предлагаемый проектом, следующими видами:
 
  обрабатывающие производства; не относится к видам деятельности,
указанным в Федеральном законе от 29.12.2014
№ 477-ФЗ «О внесении изменений в часть второй
Налогового кодекса Российской Федерации»;
  здравоохранение; не относится к видам деятельности,
указанным в Федеральном законе от 29.12.2014
 № 477-ФЗ «О внесении изменений в часть
второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
  предоставление социальных услуг; принято
  научные исследования принято;
 Торгово-промышленная
палата Самарской области
 ограничение по численности
работников для ИП, указанных в проекте,
- до 100 человек, ограничение по
предельному размеру доходов
 - до 400 млн. руб. в год
 не принято ввиду неоправ
-данности предоставления
налоговых льгот таким лицам,
не в интересах бюджета
 Органы местного
 самоуправления
 конкретики за полгода с момента
 извещения о разработке проекта не поступило;
 существенных возражений не имелось
 вывод: решение проблемы
оставлено на усмотрение
органов уполномоченных
 государственной власти Самарской области
 Министерство управления
финансами Самарской области
 установить срок действия проекта
 с 01.01.2016 до 01.01.2018;
 не принято, так как противоречит части 3
 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2014
№ 477-ФЗ «О внесении изменений в часть второй
 Налогового кодекса Российской Федерации»,
 которой данная льгота вводится на уже ограниченный
 период - до 2021 года, а ограничивать ограниченное
 -нецелесообразно; предлагаемое правовое регулирование,
 полностью соответствующее принципам действия актов
законодательства о налогах и сборах во времени,
 в интересах развития экономики региона требует
безотлагательного введения на достаточную перспективу,
 как указано в Послании Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года (при необходимо может быть отменено);
  в проекте не указан классификатор
видов деятельности;
 принято
  предусмотреть ежегодную
индексацию величины предельного размера доходов;
 принято
  привести виды экономической
деятельности, указанные в проекте,
 в соответствии с общероссийскими классификаторами
 принято
 Общественная комиссия
по совершенствованию
законодательства о налогах
и сборах при комитете по бюджету,
финансам и налогам,
экономической и инвестиционной
политики Самарской Губернской Думы
 ограничение по предельному
 размеру доходов
 - до 10 млн. руб. в год,
ограничение по численности работников
- до 15 человек в интересах ЮТ,
предоставляющих социальные услуги;
 установить срок действия проекта с 01.01.2016 до 01.01.2018
 не принято, так как средние
 показатели гораздо ниже (данные Росстата
 - приведены в пункте 1.7 настоящего отчёта);
 кроме того, социальные услуги будут
предоставляться за счёт субсидий, в связи с
чем соответствующие ИП не нуждаются в
данной налоговой льготе подробное
описание выше (предложение министерства
управления финансами Самарской области)
(не принято, так как противоречит части
3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2014
№ 477-ФЗ «О внесении изменений в часть
второй Налогового кодекса Российской Федерации»,
которой данная льгота вводится на уже ограниченный
период - до 2021 года, а ограничивать ограниченное,
учитывая Послание Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года -нецелесообразно)


Заместитель министра экономического развития, инвестиций и торговли  Самарской области        ДВ.Горбунов

Количество показов: 3694
Скачать (891.74 Кб, pdf) Скачано: 0 раз

Приложения

Страницы: